Close









E-mail: 
Пароль: 
Запомнить меня
регистрация
Теория Пути
Краткая теория Пути
Стратегия Пути
Эффективность жизни
Здоровый Образ Жизни
Мировоззрение и практика
Дело и Потеха
Ответственность
Самодостаточность
Теория мотивации
Концепция Пути
Комфорт
Отношения между людьми
Сексуальность
Личная власть
Виды отношений
Ошибки в общении
Имидж
Таланты
Творчество
Интересы человека
Отвлеченные интересы
Практические интересы
Первичный проект Пути
Бизнес
Саморазвитие
Образ жизни
Начало Пути

свой путь видео
Практика Пути
Практический курс
Техническая всячина
Целеполагание в жизни
Базовые вектора
Главный Интерес
Межличностный вектор
Вектор комфорта
Вектор саморазвития
Проблемы "барьеры"
Систематизация
Задачи и практики
"Белим, красим"
Что дальше?

Интересы человека

Я достаточно давно обратил внимание на то, что большинство людей хотят интересно жить. Ну то есть, чтобы жизнь была интересной. Как антипод скучной жизни. Встречаются и другие варианты, такие как "радостная жизнь", "в удовольствие", "веселая", "легкая". Но если провести статистический анализ, взяв не слишком мещанскую выборку населения, то формулировка в виде "интересной" превышает все остальные варианты вместе взятые. А почему? Просто стереотип? Возможно и так. Ведь если копнуть глубже, то скука не является антиподом интереса, а отдельным эмоциональным состоянием, связанным с вынужденным бездействием. Но я все же считаю, что под этим социальным стереотипом кроется весьма фундаментальная первооснова.

Противопоставление скуки и интереса (не в строгом смысле) имеет право на жизнь – скука и интерес действительно не совместимы. Как, впрочем, скука так же несовместима с радостью. Но люди обычно мыслят именно в полярности скука-интерес, а не скука-радость. И это не просто так. Дело в том, что радость является констатирующей эмоцией. Она отражает позитивное отношение к конкретному объекту или уже произошедшему событию, но не к процессу. Даже если испытываешь радость от ожидания чего-то хорошего в будущем, то ожидание означает как будто уже получил, т.е. фиксируется именно финал.

Скука же мыслится как растянутое во времени состояние. Скука, как эмоциональное состояние, возникает именно в самом процессе. Или из-за самого процесса. Так вот, эмоция "интерес" тоже относится к процессу и возникает в процессе. Человек может испытывать радость в ожидании интересного дня. В этом случае "интересный день" выступает как ожидаемый и желаемый результат. А вот сам интерес возникнет только непосредственно в процессе дня. Именно из-за этой специфики и получается противопоставление скуки и интереса, как процессных эмоций.

Весьма возможно, что радость, интерес, счастье являются тесно взаимосвязанными факторами. К примеру – индивид, постоянно или часто занимаясь интересным делом, испытывает радость от ощущения насыщенности жизни, и если ничто не портит ему сильно жизнь, то возникает что-то приближенное к счастью. Может механизмы и другие, но в одном я уверен – если у человека нет более-менее стабильных интересных дел, то регулярная скука ему обеспечена. Альтернативой скуки может быть только хроническая задолбанность множеством "необходимых" дел, когда на скуку времени просто не хватает. Но такую альтернативу вряд ли можно признать хорошей.

Из скуки вытекает следующее – или начинается перманентное бегство от нее родимой, или погружение в депрессивное состояние. А куда от нее сбежишь, когда не знаешь что тебе интересно? В мелкие и частые развлечения, если деньги есть лишние. Правда, как только становишься на этот путь, лишние деньги быстро пропадают. Но это не важно, ведь в определенном смысле развлечения заменяют смысл жизни. Примерно так - "если я не отдыхаю и не развлекаюсь, то нафиг я тружусь в поте лица?" Достигшие "хороших" результатов в таком подходе к жизни, называют это (гордо разувая щеки) - "жить для себя".

Часто параллельным курсом двигаются желание самоутверждения, сексуальная неудовлетворенность различной степени тяжести, стремление выделиться (выпендриться) и другие невротические комплексы. На решение всех по отдельности ни времени, ни денег уже не хватает. Все это сплетается в единый клубок в определенном образе жизни. А образ жизни, сестры и братья мои, это уже серьезно. Он, этот образ, уже затягивает тебя в свою систему, состоящую из распределения времени, разных привычек и определенных, далеко не самых полезных, людей в окружении. И вырваться или хотя бы существенно изменить образ жизни крайне не легко. Ведь любая система всегда сопротивляется изменениям. Кто пробовал менять, тот знает.

Для того, чтобы не было скуки, в "жизни для себя" должен присутствовать интерес. Не секрет, что однообразное быстро надоедает. Некоторые даже вывели оттуда постулат, что-нибудь типа – "чтобы было интересно, развлечения необходимо регулярно менять". Так вот, на самом деле все обстоит по-другому. Надоедает определенный вид развлечения ТОЛЬКО из-за того, что реально интересного там с "гулькин хрен". Этого "гулькиного хрена" хватает ровно на кратковременное удовлетворение познавательной потребности. А поскольку в большинстве развлечений узнать больше нечего, то и мотива никакого.

В случае совпадения с реальным устойчивым интересом деятельность никогда не надоедает. Что я имею в виду под фразой "реальный устойчивый интерес" скорее всего не понятно. Я буду это объяснять ниже. Пока лишь скажу так – это то, что на самом деле человека серьезно и стабильно интересует. Стабильность однозначно указывает не на результат, а на долгосрочный процесс. Такой интерес есть у каждого человека, только его надо "нащупать", "откопать" и оформить в какой-то практический вид. Тогда будет все время интересно, и не надо будет искать новые "интересные" развлечения.

Такие интересы не выражаются полностью в виде конкретных видов деятельности. Они вообще, являясь подсознательным эмоционально-мотивационным феноменом, не описываются словами полностью и не переводятся в материальную действительность без искажений. Какой-то конкретный вид деятельности может только более-менее удовлетворять эту мотивацию, не более. Поэтому фраза "мне интересно читать детективы" не совсем точно отражает суть. Правильнее будет примерно так – "что-то в чтении детективов частично удовлетворяет мою "интересующуюся" потребность".

Интерес как эмоция является с одной стороны индикатором, что какая-то часть данного занятия отвечает вашим истинным мотивам. А с другой стороны, мотивирует заниматься именно этим занятием, пока не исчерпается полезный потенциал этого дела. "Полезность" определяется подсознанием по каким-то своим критериям и к социальной полезности прямого отношения не имеет. Как только интерес пропал, значит полезность исчерпалась, пора двигаться дальше. Но тяга к интересу не пропадает. И это однозначно указывает на какую-то мета-мотивацию - долгосрочную стратегическую линию развития. Куда-то человеку далеко надо, только он и сам не знает куда, зачем и кто его туда послал. Просто есть проводник – большой интерес. Помните, как волшебный клубок вел Ваньку-Царевича к Кощеевой смерти? Вот примерно так. Такой вот внутренний Главный Клубок и есть тот самый Главный Интерес. Я вообще считаю интерес единственной стратегической эмоцией, а все остальные эмоциональные состояния ситуативными.

Вкратце обрисую как меняется жизнь нашедшего Свой Интерес и ставшего на путь его реализации "в камне". Реализация в камне означает, что найдена подходящая практическая плоскость, соответствующая интересу, сделан проект, и он уже воплощается. То, что в процессе практики проект может еще 47 раз переделываться, не играет никакой роли, поскольку важен не проект, а сама интересная деятельность. Обычно это происходит в двух видах – хобби или бизнес.

Во-первых, гражданин постепенно перестает быть среднестатистическим, становясь ненормальным. И, слава Вселенной, такая ненормальность есть хорошо! Господь, высший разум, или что там еще из высших сил, как раз и пытались сделать каждого человека отличающимся от всех других, уникальным. Но видимо проект был плохо просчитан и оказалось, что большинство людей вовсе не желают отличаться, а хотят быть типовыми. Добровольное лезут на социальное прокрустово ложе. Однако также оказалось, что много личностей не нужно т.к. требуется много "нормальной" рабочей силы для реализации амбиций таких ненормальных. И решено было так – потенциал творчества и власти дали каждому, а дальше пусть сами решают, кому в кесари, а кому в слесари.

Во-вторых, у человека появляется реальная внутренняя ценность, независимая от внешних факторов. И забрать ее никто не может, разве что вместе с жизнью. Можно забрать или разрушить дело, но интерес всегда остается. Чтобы это не выглядело чистым пафосом, аргументирую. Человек живет эмоциями и для эмоций. Либо внешние события дают позитивные эмоции, либо что-то внутри. Аспекты, стабильно дающие позитив являются для человека ценностью. Чем больше ценности внутри, тем меньше нужно снаружи. А что может быть лучшим поставщиком позитива, чем постоянный интерес? Я пока не нашел.

В-третьих, эмоция "интерес" обладает одним важным свойством – она дает полезную энергию жизни. Дает не конечно не физиологически, но раскачивает энергетику организма. В любом случае результат налицо. Правда радость тоже повышает энергетику, но эта энергия не имеет устойчивого направления и зачастую тратится в бесполезной эйфории. А энергия интереса всегда имеет направление. Целенаправленная энергия позволяет многого добиться без всяких "крутой воли", "победы лени" и тому подобных пальцатых лозунгов, созданных в основном для лоха. Для полноты – из негативных эмоций энергетику повышает только агрессивный круг – гнев, злость, месть, раздражение. Остальные понижают. Можно продвигать свои амбиции и на агрессии, именно поэтому "мстители" часто горы сворачивают. Но там много плохих побочных эффектов, да и цель бессмысленная.

В-четвертых, резко повышается уверенность в себе. Индивид ощущает свою самоценность и возросшую независимость от социума и его ширпотребовских ценностей. Он в состоянии сам себе сделать "приятно", причем с минимальными затратами. Как онанизм, только круче и намного полезнее. А при правильном оформлении еще и с хорошим заработком. В невербальном канале эта уверенность и самоценность постоянно транслируется окружающим. Люди это воспринимают, и к такому человеку их начинает тянуть. На бытовом языке это называется "интересный человек". И дело вовсе не в обладании какой-то полезной информацией. Все происходит на глубоком подсознательном уровне. В результате улучшения коммуникаций другие сферы жизни тоже становятся комфортнее и успешнее.

Можно еще писать "в-пятых", "в-шестых", но пока достаточно. Важно лишь, что появление (и реализация) Главного Интереса хоть и не будет панацеей от всех бед, но весомым "улучшателем" качества жизни - бесспорно. И это не искусственный путь, а изначально заложенный в фундамент психики. А нужно то всего почувствовать направление и построить адекватную времени форму практической реализации.

Интерес и интересы.

У понятия "интерес" есть 2 основных значения. Первое означает определенное эмоциональное состояние. Второе – стремление к определенному состоянию (типа потребности) - отношение к предметам и явлениям действительности, обладающих для индивида определенной значимостью. Значимость может быть положительного знака, тогда интерес приобрести или сохранить, или отрицательного – избежать или устранить. Второе понятие возникло значительно раньше и поначалу отношения к психологии не имело.

На первый взгляд понятия отражают совершенно разные категории, что привносит некоторую путаницу в коммуникации. Хотя то, что большинство людей устраивает такая размытость терминов легко объяснимо – в контексте обычной жизни определенности достаточно. Эмоция - это понятно, ее все знают т.к. хоть изредка испытывают. И "мои интересы" тоже вроде понятно. Но выходя за бытовые рамки и становясь на путь комплексного успеха, лучше эти понятия представлять почетче.

Все дело в том, что под общепринятым понятием интересы-потребности скрываются две разные ветви. Если оставить пока интерес-эмоцию в покое, то интересами в общем виде будет все то, что человеку устойчиво (в этом жизненном периоде) хочется. Устойчиво человеку хочется всего, что определяется его потребностями, как первичными, так и вторичными. И если все относящееся к чистому выживанию к интересам не причисляют, то потребности повыше как раз оно.

Рассмотрим эти 2 ветви по отдельности. Возьмем к примеру потребность в уважении. Любой человек нарабатывает набор способов для ее удовлетворения, общение с некоторыми подходящими для этой цели людьми, завоевание определенного статуса в обществе, на работе, статуса эксперта на форуме или еще как. Наиболее удовлетворяющие и более-менее стабильные способы становятся его интересами. Интерес заключается в стремлении сохранить свой статус, а возможно и повысить его. И в меру сил и возможностей индивид будет этот интерес защищать. Назовем эту ветвь практическими интересами.

Но почти у каждого человека есть занятия, которые невозможно напрямую отнести к удовлетворению любой из практических потребностей. Этот феномен уже давно замечен и неплохо изучен. Причины такой "бесполезной" деятельности не имеют однозначного толкования, но факт феномена налицо – люди много времени тратят практически необоснованно. Причем занимаются такими занятиями люди увлеченно, заставлять их не нужно. Устойчивые формы таких занятий так же становятся интересами человека. Эту ветвь интересов назовем отвлеченными интересами.

В этих двух ветвях, одинаково называемых интересами, есть и сходство и различие. Различие в первую очередь в том, что в первом случае деятельность носит чисто практический характер. Человек заинтересован не в самом процессе, а в итоговых результатах. Во втором случае интерес прямой и направлен исключительно на сам процесс и отвлечен от результата. Цели в таких случаях могут быть незначимы, слабо осознанны, размыты до полной абстракции или притянуты к процессу искусственно. Искусственное притягивание целей полезно для упорядочивания интереса, укладки его в стабильную форму, придающую процессу смысл и позволяющую отслеживать развитие. Но далеко не любую цель можно притянуть к данному интересующему процессу.

Сходным между ветвями интересов будет то, что в обоих случаях может сопровождаться интересом-эмоцией. Проявляет эмоция себя по-разному, но я считаю, что есть общий принцип. Во-первых, интерес-эмоция есть индикатор того, что человек сейчас занимается своей деятельностью, именно той, которая ему сейчас нужна не с точки зрения долга или сознательных решений, а как собственное желание.

Во-вторых, интерес будет только тогда, когда деятельность приносит хоть какие то плоды, пусть даже и мнимые. Совершенно не важно человек действительно продвигается к цели или ему так только кажется. Верит, что двигается в нужном направлении – есть интерес, не туда или застой – интерес пропадает. Причем пропадает интерес-эмоция, а интерес-потребность остается. Правда, когда долго не получается, то и интерес-потребность тоже может пропасть – устойчивая форма рассыпалась. Акцентирую внимание – для того, чтобы было длительно интересно, нужен не только интересный процесс, но должно и получаться, т.е. человек должен видеть-чувствовать развитие по вектору цели. Даже если ясной цели и нет, все равно развитие должно ощущаться.

По этим двум признакам сходны практические и отвлеченные интересы. Весьма возможно, что такое деление условно и вызвано взглядами на один и тот же процесс с разных сторон. В некотором пределе, при идеальной настройке деятельности на истинную внутреннюю мотивацию, такое деление может исчезнуть. Но как бы там ни было, в реальной жизни в большинстве случаев можно определить доминирование той или иной схемы. Поэтому я и склонен придерживаться такого деления.

Практические интересы почти всегда насыщаемы, что означает существование определенного предела наращивания результатов, выше которого наши "внутренности" сигнализируют - "хватит". Исключения составляют случаи гиперкомпенсаций. Основными сигналами в первую очередь будут - пропаданием интереса-эмоции и появление лени к этому занятию. При этом интерес на сохранение обычно остается, но поддержание становится скучной рутиной. Хочется чего-то другого. Причиной этого "хочется" и является пропадание нужных эмоциональных состояний, необходимых человеку. Удовольствия получает мало, но терять страшно.

Часть отвлеченных интересов также насыщаемы. Их называют неустойчивыми интересами. У детей обычно преобладают именно такие – сегодня интересно рисовать, а завтра по деревьям лазить. Кроме положительных эмоций и накопления разнообразного несистемного опыта такие интересы больше никакой полезной нагрузки не несут. По мере взросления бытовые и статусные вопросы постепенно начинают конфликтовать с такими мелкими интересами и последние отходят на второй, а то и на третий план. И если нет адекватной замены таким мелким эмоциональным удовольствиям, то жизнь становится значительно скучнее.

Но у большинства людей существуют устойчивые отвлеченные интересы. Этот вид практически не насыщаем. Интерес-эмоция всегда сопровождает занятие "этим", пока форма занятия соответствует самому интересу и есть хоть малейшее развитие. Строго говоря, сами интересы такого вида остаются актуальны всегда, изживать себя могут лишь формы развития. Вот вопрос только развития чего? Не знаю. Может есть у человека некое высшее предназначение, а может феномен устойчивых отвлеченных интересов есть побочный эффект от переизбытка энергии. Но как обстоят дела "на самом деле" не важно для самого человека. Важно, что так есть, и что интерес-эмоция куда-то этого человека ведет. Вот это "куда-то" и есть некая высшая цель, поддающаяся осознанию лишь частично. Так зачем сопротивляться, когда можно непрерывно жить в удовольствие, да еще имея хорошие шансы сотворить великое?

Я предыдущий абзац начал словами "у большинства людей". Означает ли это, что существуют люди, у которых нет устойчивых отвлеченных интересов? Вот тут то многие и задумались, "а как у меня"? Не попадаю ли я в такое "меньшинство"? Вообще то определение "большинства" и "меньшинства" имеет очень относительный характер. Я здесь определяю "большинство" по потенциалу, а не по явно видимым факторам. Я считаю, что такие устойчивые интересы в потенциале (может закопанные где-то там, в глубине), есть практически у всех. А вот с интересами уже актуализированными, в виде более-менее осознанных направлений, ситуация значительно похуже. И даже у тех людей, которые не имеют устойчивых интересов даже в потенциале, когда интересно многое, но коротко, это быстро меняющее "многое" всегда можно объединить в некий мета-интерес. Тогда такой мета-интерес и станет для них тем устойчивым отвлеченным интересом, вектором развития в рамках самых высших потребностей.

Обобщая вышесказанное можно сделать следующие выводы. За реальными интересами всегда стоят те или иные экзистенциальные цели. Цели выражаются в различной степени практичности и осознанности в зависимости от того, от каких потребностей они исходят. Интерес-эмоция всегда отражает оценку продвижения к таким целям. Делаем и получается – есть интерес. Быстро получается – энтузиазм. Топчемся на месте – скука. Откатываемся назад – злость или разочарование. Можно назвать интерес-эмоцию индикатором оправдывающихся высших ожиданий. Оправдывающихся, но еще не оправданных до конца. В конце "пути" будет кратковременная радость – и начинай сначала.

Переживание интереса-эмоции есть потребность и норма для любого человека. Можно считать переживание интереса высшей потребностью. Или, поскольку интерес всегда сопутствует развитию в рамках неких целей, можно считать развитие в определенном направлении потребностью, а сам интерес индикатором правильности развития. В любом случае человек нуждается в том, чтобы постоянно куда-то двигаться и регулярно переживать интерес. Сугубо практические интересы, даже если они стабильные и очень важные (уважение, статус), для стабильности не годятся из-за своей насыщаемости. Интерес сохранить заработанное непосильным трудом остается, привычка достигать тоже, а внутренней цели наращивать уже нет - становится скучно. И пытаясь наращивать в этом направлении еще больше, человек наталкивается на собственную вялость – нет мотиватора в виде эмоции.

Все интересы имеют право на жизнь и значимы. И одними "высшими", "особо человеческими", "творческими" идеалами пока не проживешь. Практические интересы не могут быть просто отброшены или заменены "высшими целями". Не выйдет. Любой человек пропитан иерархической борьбой и стремлением к благам, хочется ему это или нет. И исходить надо из этой данности без идеализаций духовности и высшей сути. Без идеализации, но не без самой духовности и высших потребностей, чтобы они не означали. Я считаю, что именно устойчивые отвлеченные интересы должны быть наиболее значимой и неотъемлемой частью реальной жизни каждого человека. Иначе будет скучно, страшно или тревожно (кому как "повезет" с обстоятельствами), особенно во второй половине жизни.

Теперь возникает вопрос о практической организации жизни в соответствии с этой концепцией. В идеале, применительно к любому набору интересов форм деятельности можно придумать множество. Но в реальности ресурсы человека ограничены, и в первую очередь время. Поэтому эффективным становится не распыление на кучу мелких и неустойчивых интересов, а концентрация на нескольких устойчивых и достаточно сильных. Практическим идеалом тогда будет интеграция их всех в одно практическое направление. Совсем все "собрать в кучу" обычно не получается, но наиболее значимые реально. И необязательно все сразу интегрировать, можно и постепенно их "подгребать".

Учитывая различие, а порой и противоречие интересов, в такой интегрированной системе всегда должна быть четкая система приоритетов. В нашем случае это будет означать следующее – выбор главного из интересов, вокруг которого и выстраиваются все остальные. Это важно т.к. от выбора зависят результаты всей системы. Рассмотрим несколько подходов.

Наше социальные нормы рекомендуют на первое место ставить морально одобряемые практические интересы, такие как деньги, уважаемый социальный статус, сексуальную привлекательность и т.п. А отвлеченными интересами (баловством короче) заниматься в "свободное от работы время". Такой подход в современной западной морали соответствует понятию "серьезного человека". Времени "свободного от работы" обычно не хватает, поэтому "работники" проводят "интеграцию" мелких интересов "втихаря". А владельцы бизнеса либо просто работают меньше времени, либо открыто интегрируют, переключаясь с решения бизнес задач на "баловство" и обратно. На самом деле это не интеграция, а просто разделение времени, что допустимо, но крайне неэффективно. Постоянное противоречие, разрешаемое только силой воли и привычками.

Реальной интеграцией будет присвоение одному сильному ОТВЛЕЧЕННОМУ устойчивому интересу или группе таких интересов высшего приоритета. Практические интересы уже интегрируются в систему как вторичные и могут меняться по ходу развития. Наградой при таком подходе будет высокая энергичность, энтузиазм и как следствие высокая скорость достижений. В сленговых выражениях такое состояние души можно описать как "прет" и "кураж". Хочу еще раз четко акцентировать – здесь высший приоритет у отвлеченных, а не у практических интересов. Иначе в ситуациях конфликта интересов, выбор будет падать в сторону "хлеба насущного" и постепенно выйдет "как всегда". Круто, но скучно. Исключения бывают, но редко.

Несмотря на то, что практические интересы имеют второстепенное значение, значимость их для общего результата высока. Особенно некоторых видов таких интересов. Обычно их называют амбициями. Из наиболее полезных можно выделить стремление к власти и стремление к славе. И то и другое есть у каждого человека, но степень выраженности разная. Оттуда и разные амбиции. Интегрируясь с просто интересной деятельностью, именно эти интересы и определяют конкретные цели, величину этих целей и косвенно скорость продвижения. Включение таких "меркантильных" векторов в общую систему крайне необходимо для серьезных результатов.

Слава и власть это разные направления, чаще всего слабо совместимые в одном лице. Как говорил карликовый товарищ Туранчокс, фактический хозяин целой планеты (фильм "Через тернии к звездам") - "настоящая власть должна быть тайной". И это всегда есть так – большинство президентов разных стран не есть реальные властители, какую бы лапшу не вешали лохам по телевизору. Их основной функционал пиар, навешивание этой самой лапши своим согражданам (внутренний пиар) и деятелям других стран (внешний пиар). Реальная же власть осуществляется за их спиной. К тому же она редко сконцентрирована в одних руках, а имеет распределенный характер. Так что Вам, друг мой, желательно определится в своих стремлениях к власти и славе и ставку делать на более сильное направление. Можно и на оба, если оба достаточно сильны, но все же быть готовым к вероятному выбору в дальнейшем.

Более слабые практические интересы, такие как стремление к дружескому общению, сексуальные достижения, стремление помогать людям и т.п. тоже полезно интегрировать при их обнаружении. При правильной интеграции они тоже дают хороший практический эффект. Еще более мелкие и локальные интересы практического эффекта обычно дают мало, но их интеграция дает экономию времени и энергии для главного направления.

Хочу упомянуть еще об одном сильном стремлении почти у всех людей – стремление к комфорту, стабильности, достатку. Часто это выражается в стремлении к деньгам. И похоже на амбиции. Такое стремление может быть по силе сравнимо с властью или славой и стоило бы его поставить в тот ряд. Но это не верно. Стремление к достатку и деньгам на самом деле является анти-амбицией, хотя на первых порах очень похоже на настоящую. Дело в том, что здесь целью является успокоение, переход в благостное низкоэнергетическое состояние. Защищенное. И такое стремление основано на страхах, а не на амбициях. Если у вас превалирует именно это стремление, впору задуматься, а стоит ли его плотно интегрировать с Главным Интересом.

Интерес-эмоция, или просто об удовольствиях.

Раздумывая об успехе, амбициях, стратегических целях и тому подобных прелестях многие хоть иногда задаются глубоким метафизическим вопросом – "а оно мне надо"? Как и на все глобальные метафизические вопросы однозначного ответа нет и быть не может. Ибо в конечном итоге любой носитель разума создан для счастья. А цели и успехи всего лишь инструментарий.

Счастье, как интегральная эмоциональная оценка "правильности" течения жизни, опирается на отдельные частные эмоциональные состояния, являющиеся отношениями к отдельным событиям, объектам или субъектам - эмоции, чувства, настроения. В этом плане счастье как бы растянуто во времени и не определяется по отдельным дням и даже неделям. Можно конечно сказать – "я вчера был счастлив", но вряд ли это имеет большой смысл.

Я думаю не нужно доказывать, что счастью в первую очередь способствуют положительные эмоциональные состояния. Разные эмоциональные состояния отвечают за разные аспекты и работают по-разному. Сейчас я попытаюсь доказать, что интерес играет для счастья ключевую роль. Отдельные достаточно короткие периоды счастья могут получаться и по-другому, а вот для стабильного счастливого состояния интерес-эмоция необходима. Но нет ли других способов достижения счастья? Давайте посмотрим.

Любая положительная эмоция человеком воспринимается как удовольствие. Чисто теоретически, заставив человека непрерывно испытывать удовольствие, можно погрузить его в эйфорию, по ощущениям сходную со счастьем. Но сходство между счастьем и эйфорией лишь в ощущениях. Счастье оставляет человека в рациональном состоянии, а эйфория "мозги" отключает. Плюс к тому длительная эйфория разрушительна для организма - не приспособлено наше тельце для "долгоиграющих" эмоций, даже положительных. Да и из доступных методов достижения затяжной эйфории можно пока назвать только химические препараты, фактически наркотики. В общем я хочу сказать, что такой путь достижения "счастья" однозначно тупиковый.

Любовь сексуальная, или если красивее - романтическая. Если любовь безответная или отягощенная проблемами, то с удовольствиями как-то не очень. Если все хорошо – все взаимно и нет непреодолимых препятствий, то "счастье" в полном объеме. Однако если любовь сильная, то это уже ближе к эйфории, только такая эйфория даже полезна для здоровья. Однако полезна только для здоровья, но не для успеха. Окрыленный любовью индивид становится как глухарь на токовище, что в нашем социуме чревато неприятностями. К тому же счастливая романтическая любовь всегда краткосрочна, так заведено природой, не для такой любви человек создан. Некоторые пытаются прыгать из одной любви в другую, но такой вариант прокатывает редко, в основном у некоторых типажей подростков. Так что счастья только через любовь не достигнешь.

Нежность. Хорошая эмоция. И мозги почти не отключает и полезное (или хотя бы невредное) удовольствие дает. Но кратковременная. Попробуйте испытывать нежность хотя бы час подряд! Кому повезло, может испытывать нежность мелкими порциями, но часто. Так происходит в отношении любимых детей, симпатичных зверюшек и т.д. Но в любом случае на счастье этого не хватит, потому как происходит насыщение и частота падает. Управлять этим эмоциональным состоянием практически невозможно, т.к. оно завязано на сексуальную инстинктивную мотивацию, связанную с неромантическими формами любви и заботы.

Радость. Большая радость равна эйфории. А вот частые маленькие радости вполне могут дать ощущение счастья. Проблема лишь в том, что радость как констатирующая эмоция возникает уже по факту результата, а не в процессе. Что-то получилось или само свалилось – обрадовался. А дальше происходит плавное затухание эмоции, да и то только из-за инерции эмоциональных процессов, а то бы вообще сразу пропадала. И все, жди следующей или сам создавай прецедент для радости. Достаточно длительный период подготовки, а потом короткая радость. Как по мне, так строить свою жизнь на такой основе как-то тоскливо. Однако наша психика придумала выход…

Есть еще такое состояние, как радостные ожидания, ожидание чего-то хорошего в некотором будущем. Это один из видов надежды в позитивном ключе, или еще называют предвкушением. Ожидание поездки на Мальдивы, выходные с друзьями и шашлыками, новый крутой автомобиль или еще что-то шибко приятное. На этой основе таких ожиданий базируется множество рекламы - "ощути радость прикосновения к своей пушистой и шелковистой шерсти после нашего нового шампуня!" Удовольствие ожидается в будущем, но человек уже в своих фантазиях начинает "потреблять образ себя", раз за разом представляя себя пушистым и шелковистым. Такие ожидания могут давать радость достаточно длительно. Но на самом деле это не отдельная эмоция, а комплект – радостная надежда. В отличие от самой радости, надежда является предвосхищающей эмоцией, действующей ДО свершения ожидаемого. В этом она сходна с интересом. Могу однозначно сказать, что подавляющее большинство средне-зажиточных особей пытается строить свое "счастье" именно по этому принципу – в ожиданиях от отпуска к отпуску, от выходных к выходным, от покупки к покупке. Странно лишь то, что среди этого большинства, я никак не вижу счастливых людей. Наверно чего-то не хватает?

Чувство Собственной Важности. О-о-о! ЧСВ это круто и далеко не всем подвластно! Возникает как ощущение своей крутизны по сравнению с окружающими тебя особями. Способно быть как сейчас, по факту "величия", в чем сходно с радостью (и вероятно являющееся ее разновидностью), так и в виде пролонгированных ожиданий в виде "потребления образа Себя-Крутого". Это позволяет владельцу ЧСВ с полным правом важно раздувать щеки, смотреть свысока и пользоваться невербальной формой общения на пальцах, в быту известной как "распальцовка". Почти все хоть раз в жизни испытывали ЧСВ. И знают, что приятнее удовольствий мало. Причем, учитывая длительное действие этого чувства, оно могло бы послужить основой счастья. Что и делает такой сценарий (стать крутым) крайне привлекательным как смысл жизни. И нужна то для этого сущая малость – всего лишь стать крутой особью, причем даже достаточно просто начать чувствовать себя таковой. Но есть небольшая проблемка - ЧСВ является проекцией не объективной крутизны, а компенсацией комплекса неполноценности и связанно с завышенной самооценкой. Поэтому в долгосрочной перспективе сценарий жизни со ставкой на ЧСВ приведет к скуке в стабильном кругу низкоуровневых особей. Или придется постоянного наращивать статус, что требует огромного напряжения. И чем выше, тем дольше, труднее и опаснее. Последнее похоже на стремление к власти, но это не так. В стремлении к власти ЧСВ далеко не главное, там другие цели и другие эмоции.

ЧСВ является частным случаем Гордости. Причем поскольку гордость не связана с реальными достижениями, испытывать ее можно по любому поводу. Придумайте себе, чем гордиться и пользуйтесь. Хоть коллекцией магнитов на холодильнике, хоть великим интеллектом, даже если он бесполезен, хоть пристрастием "резать правду-матку". Ну и что, что кроме тебя это всем пофигу, щеки то надувать никто не запретит! В целом схема в случае опоры на гордость почти такая же, как и с ЧСВ. Правда, следует отметить, что гордость сейчас не в моде из-за великой непрактичности.

К базовым положительным эмоциям еще относятся восхищение и восторг. Правда некоторые источники туда же запихивают блаженство, спокойную совесть, чувство удовлетворенной мести и еще целую пачку разновидностей. Я считаю большинство таких эмоциональных состояний лишь оттенками или производными от одной или нескольких базовых. Но как бы там ни было, все эти эмоциональные состояния ситуативны, т.е. появляются лишь эпизодически. Поэтому к стабильным опорным удовольствиям их отнести трудно.

В некоторых источниках к эмоциональным состояния относят уверенность, или по другому чувство уверенности. Если брать в масштабе жизни, то это будет уверенность в себе. И действительно, достаточно уверенный человек испытывает в фоновом режиме определенное приятное эмоциональное состояние очень похожее на легкую форму счастья. Не зря же большинство людей хотят быть уверенными в себе. Все интуитивно знают, как приятно быть уверенным. Точнее, все четко знают, как НЕПРИЯТНО быть неуверенным. Вроде бы так и можно к счастью двигаться. Но есть одна маленькая проблема, которую "забывают" сообщить "гуру", обещая в короткий срок научить уверенности. Дело в том, что уверенность в себе это системный феномен целого ряда факторов, и как отдельное эмоциональное состояние не существующий. Ему невозможно научить отдельно от самой жизни и общего успеха в ней. Жизненный успех, Счастье, Уверенность в себе, Хозяин Своей Жизни – это все понятия одного порядка и все достигаются только в результате комплексного развития личности.

Все основные эмоциональные удовольствия рассмотрели. Кроме одного. Того самого интереса. Все эмоции нужны, все эмоции важны! И жизнь человека с точки зрения психофизиологии подразумевает хаотическую смену эмоций и смешивание их просто в соответствии с возникающими ситуациями. Без каких либо предпочтений. Адепты стремления к естеству могут назвать это "просто жить", находя гармонию в неуправляемом течение жизни. Но если отойти от биологии и обратиться к социальной статистике, то такое "естество" вряд ли устроит. Подавляющее большинство "естественно живущих" особей не только не счастливы, но даже не удовлетворены жизнью. Даже в весьма благополучных странах % счастливых взрослых особей крайне невелик.

Если сравнить взрослую выборку с нормально живущими детьми - картины резко отличаются. Пусть не счастливых в полной мере, но вполне жизнерадостных детей много. Можно конечно сказать, что "де у детей пока еще нет забот и хлопот, вот и радуются пока…". Но такое объяснение не выдерживает никакой объективной критики. Причину я вижу в другом. Взрослым, в отличие от нормальных детей, катастрофически не хватает интереса! И они даже не пытаются его найти, делая ставку на другие эмоциональные состояния в силу полученного воспитания и привычек.

Я однозначно считаю, что интерес и его производные абсолютно необходимы любому человеку. Мало того, именно они являются основной развивающей силой человека. Конечно не как биологической единицы, а как высшей сущности. Интерес это - Приятно, Полезно, Перспективно! А все потому, что интерес единственная положительная эмоция, которую можно испытывать в длительном режиме, т.к. она направлена на сам процесс и в поддержку процессу. Единственное длительное удовольствие, поддающееся сознательному контролю. Единственная эмоция, которая даже при высокой силе оставляет человека в разуме, не только не мешая полезной активности, но даже наоборот усиливая ее, делая индивида более энергичным и бесстрашным.

Вышеуказанный сознательный контроль над интересом-эмоцией конечно не получится прямым и тотальным. Заставить себя просто волевым усилием или какими-нибудь техниками испытывать интерес к любому занятию на выбор не выйдет. Советы типа "если работа скучна – сделайте ее интересной" хоть и работают в некоторой степени, но все же являются обманкой, формируя на короткое время косвенный интерес к последствиям работы.

Контроль своего интереса возможен только в стратегическом плане. Можно найти или сформировать у себя устойчивые интересы и встроить их в свой образ жизни. Тогда в зависимости от формы организации таких интересов, как я уже упоминал, получается либо хобби, либо бизнес. Поначалу такие устойчивые интересы просто позволяют периодически испытывать эмоциональные удовольствия, являясь как бы отдушиной в рутине жизни. Но постепенно, в случае правильного определения основы и грамотной реализации, направление становится доминирующим, подчиняя себе второстепенные интересы. А что еще человеку от жизни надо? Немного комфорта, безопасности, нормальных сексуальных отношений, разных мелких радостей и все – жизнь удалась на полную! А там и счастье не за горами!






Любой вопрос автору можно задать на странице "бесплатное мини-консультирование".




Консультации
Персональные консультации
Аудиозаписи семинаров
Каталог психотехник
Архив публичных консультаций
Отзывы по проекту
Всячина
Полезная литература
Права свободного человека
Характеристики актуализатора
7 вещей, какие творить не след
Чем Ты занят?
СЛВ, или 3 главных тормоза, мешающих нам жить
Краткая ода проблеме выбора
Три главных вопроса
Стратегическое поведение
9 главных правил, позволяющих вырастить свободных и успешных детей
Свобода власти
Как знаки зодиака жарят рыбу
Личностный рост. What is it?
Пособие для манипулятора
7 способов испортить имижд
О лени, скуке и настоящем
Проактивность
Огонь, воздух, вода, земля
Стоит ли помогать?
Из луковицы в морковь
Отношение к себе и другим

Штурман Своего Пути - стратегия эффективной жизни. Copyright © Альберт Катасонов – 2011-2015.
Разрешается свободная републикация материалов при условии указания прямой активной ссылки на сайт.